Об интеллектуалах и их тщеславии

Когда я служил срочную, у меня в роте был узбек Искандер.

Как он попал в гвардейскую роту разведки не было известно даже командиру роты и замполиту — дело не в национальности, никаких ограничений по национальному признаку не было, т.к. основной отсев был по физической пригодности и по смышлености. Проблема заключалась в катастрофической дремучести и невежественности этого крестьянина.

Он был простым крестьянином-разнорабочим в колхозе в предгорье — копал арык, немного каменщик, когда надо был пастухом. Кстати, как человек был просто замечательным — очень веселый, жизнерадостный, отзывчивый — даже плакал от жалости когда одному из наших ребят пришло письмо от односельчан, откуда тот узнал, что его не дождалась девушка.
Он говорил на узбеком и таджикском и худо-бедно говорил на русском, но писать не умел ни на одном из них. Считал до 30-ти, дальше чисел в его понимании не было — в его образе жизни выше просто ничего не случалось. Наш сержант Али-заде как то решил его подколоть и спросил «а как ты баранов считаешь, у вас их меньше тридцати»? — оказалось, что счет был «два раза по тридцать, десять и шесть». Ну тоже вариант.
Уставы и инструкции учил со слуха — мы по очереди их ему читали и он с горем попалам заучивал.

И вот я помню, у нас с ним однажды состоялся разговор, где он по азиатски хотел узнать кто папа у друга (т.е. меня). Я разъяснил ему, что у меня папа ученый, математик-кибернетик, кандидат наук. Все это было для него непонятными звуками, поэтому я ему объяснил понятно: «мой папа сидит за клавиатурой — видел пишущую машинку? — которая подключена к телевизору, там сложные символы, он придумывает как считать очень сложные штуки» и при этом я для убедительности размахивал руками и вращал глазами. В курилке только так и надо рассказывать, а то не поймут 🙂
Он очень занятно отреагировал на мое объяснение: «уууу, везееет, какая работа легкая! Сидит на стуле, нажимает на кнопки, телевизор смотрит — а попробовал бы он на жаре арык выкопать!»…

Вот такой был вывод человека, исходя из его жизненного опыта и знаний.

Я сейчас с теплотой вспоминаю Искандера, но эта история у меня всплыла давно, и, как говорил Николай в «Москва слезам не верит» за рюмкой «по поводу!», а не абы как.
Дело в том, что я нахожу, что наши интеллектуалы попались в собственную ловушку самообмана. Они умны, образованы, имеют како-никакой жизненный опыт. Это все верно. Но следствие, причем, довольно частое из этого они делают неожиданное — наши интеллектуалы часто думают, что раз они отличные филологи или, скажем, экономисты, то они могут быть экспертами в любой другой области знания, достаточно только глянуть в Википедии, одном-двух жж и тематических сайтах — и они уже военные эксперты.
Ярче других себя в этом качестве демонстрирует Альбац и Латынина, причем, последняя отличилась не только позорным бряканьем про метеорит, Бог с ним уже, но и про «200 километров русских танков перед Рокским туннелем» и так далее.

В 90-е годы в среде компьютерщиков появилось презрительное определение «ламер», т.е. человек, который будучи дилетантом, пытается выдать себя перед обывателями за эксперта. Таких роликов с «инструктажами» и разглагольстваниями на тему ИТ можно увидеть в сети множество. Позже слово из презрительного стало просто ироничным и теперь вообще практически лишенным прежнего смысла.

Но эта патологическая страсть интеллектуалов иметь свое мнение по каждому поводу, эта поверхностность суждений, эти глубокомысленные выводы, эта взаимная вера — это нечто.

P.S. Заметьте, я тщательно избегал слово «интеллигенция»…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *