Давным давно, во времена былинные у меня был сосед Женя. Приятного вида парень, без особых талантов, особо ничем не примечательный, в меру открытый, в меру скрытный, дружелюбный, вежливый со старшими.
Нам тогда всем было лет по 14-16, дворовая компания — вместе дрались против извечных противников из совхоза Московский, когда они к нам приезжали, вместе ездили в Московский с «ответным визитом», объединялись с «московскими» против приезжавших нас бить «люберов», все как обычно для обыкновенных пацанов того времени.
Но Женя очень не любил одного нашего соседа, я точно не помню как того звали, кажется, Володей, и будем придерживаться этой версии насчет имени.
Володя был таким же обычным парнем нашего возраста, но в дворовую компанию не входил, а занимался в каких то секциях в Центральном доме пионеров на Ленинских горах — я там тоже занимался и с ним встречался в коридорах не раз.
Можно догадаться, что он учился в музыкальной школе, т.к. иногда его можно было встретить со скрипкой… но нет, он не был евреем, он был русским, но со скрипкой 🙂
То, что люди друг друга могут недолюбливать, это обычно — кто-то может невзлюбить ближнего из-за запаха (мне знакомы такие случаи), и развить неприязнь до немыслимых размеров, кого то раздражает громкий голос, успешность или, наоборот, неказистость человека — причин много и у каждого свои.
Но Женя не любил Володю из-за зависти — по его мнению, Володя слишком задавался, не спешил протягивать при здоровании руку первым, и, главное, тот выглядел довольным жизнью.
Лично мне было пофиг, что Володя не выходил с нами на драки, другим тоже было это безразлично, они вполне удовлетворялись тем, что Володя просто не входил в их круг и не пользовался уважением как боец, но если бы Володю кто-нибудь бы тронул из чужих все бы встали на его защиту, потому, что он хоть и не был в группировке, все равно был свой, сосед, сверстник. Правда девчонки Володю не жаловали тоже, т.к. по им мнению, он был слабак и боялся драк.
И вот Женя устроил нам всем большую проблему и вот какую: он украл велосипед Володи, где то его пристроил, дождался когда начались поиски и спровоцировал Володю на подозрение, а не Женя ли его украл. И следующим ходом Женя собрал двор и всех известил, что Володя обвинил его и всех нас в краже велосипеда и хочет, что бы мы ему за велосипед заплатили.
Эта дикость не сразу до нас дошла, так как это была именно дикость — как можно требовать от нас каких то денег, если мы к его велосипеду отношения вообще не имели, как он имеет право вообще чего то от нас требовать и как он посмел обвинить нашего друга, с которым мы плечом к плечу стояли против «люберов» и «московских», в краже?!
В нашем обычае была дружба и доверие, стоять друг за друга и смертельным грехом было струсить и все это отлично помогало в групповых драках, потом помогало и в жизни до сегодняшнего дня…
Но тут вышла осечка — Женя решил свести свои гадкие счеты с Володей, использовав для этой цели нас и наше к нему доверие. И, к сожалению, в этом преуспел — Володю стали травить и бить, он стал бояться выходить один во двор и вообще из квартиры, так как его могли случайно встретить и на лестничной клетке ребята-соседи и сразу же атаковать.
У двора появилась священная цель — наказать мерзавца, каковым был назначен Володя и никто не сомневался ни в справедливости этого наказания, ни в том, что он виновен.
Грешен, я тоже говорил ему гадости в священном возмущении и обвинял его во вранье насчет велосипеда, но, к счастью, в конкретной травле участия не принимал и, тем более, не бил.
Много лет спустя, во времена кому то из либеральных идиотов милых 90-х, уже опустившийся наркоман Женя все рассказал и признался. Его, конечно, побили, полностью исключили из друзей и где-то он и подох спустя, примерно, год в подворотне, но сделанного не исправишь, и я до сих пор надеюсь, что Володя живет счастливым и состоявшимся человеком и я думаю, что так и есть, ведь он не был слабаком.
Уроков из этой истории несколько:
- если твой друг кого то в чем то обвиняет и старается тебя вовлечь в свою разборку, не бросайся, очертя голову, на его стороне в бой — сначала десять раз проверь;
- общество не всегда право и может ошибаться, но способно раздавить любого, если он окажется изгоем;
- изгоем стать легко любому человеку, особенно, по навету;
- тот, кому ты доверяешь, запросто может тебя использовать в своих целях.
Однако, общество не часто так ошибается и много чаще правильно срабатывают естественные социальные механизмы и оно самоочищается от мерзавцев, выталкивая их вне себя.
Поэтому, нет ничего идеального, но общество, чаще всего, право. Но лучше все проверять.